Налоговая служба создала и развивает реестр недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики теперь ведут учет своих подозрения в незаконной оптимизации налоговых обязательств.  

У налоговиков появилась еще одна информационная база для контроля бизнеса — ФРПВ.  

 

Что такое ФРПВ?

ФНС России создало и активно развивает недавно появившийся реестр, в который заносятся компании-выгодоприобретатели, связанные по мнению налоговиков с сомнительными организациями-поставщиками, в связи с чем встает вопрос о правомерности вычетов по НДС.

Далее территориальные налоговые органы (Инспекции) на основании федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (далее – ФРПВ) определяют предполагаемых выгодоприобретателей и ранжирует их для целей определения приоритета отработки от более приоритетных, подлежащих первоочередной отработке, к менее приоритетным.

Установление признаков подконтрольности, совершаемых сделок конкретному выгодоприобретателю, осуществляется налоговиками в соответствии с внутренним письмом ФНС России «О рекомендациях по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организаций».

Согласно организационной структуры налоговых органов главными пользователями ресурса ФРПВ являются контрольно-аналитический отдел и отдел предпроверочного анализа. Эти отделы отвечают за работу с информацией о возможных нарушениях налогового законодательства, в том числе намеренного уменьшения налоговых обязательств с использованием «схемного» механизма организации деятельности компании.

Организация купившая товар (работы, услуги), и оплатившая поставщику цену товара плюс надбавку в виде НДС, может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму равную сумме НДС, входящего в стоимость купленного.

Компании каждый квартал подают декларации по НДС, которые проверяются автоматически с помощью аналитических систем ФНС, в частности АСК НДС.

В случае если указанная программа показывает разрывы в цепочке НДС (то есть государство не видит последовательной уплаты НДС в бюджет при продаже товара до конечного потребителя), тогда делается вывод, что одна из компаний в цепочке уклонилась от уплаты НДС и стала выгодопреобретателем. Последствия не заставляют себя ждать.

Реестр ФРПВ формируется не в Управлении региона, а в ФНС России и является закрытым. Этот реестр внедрен внутренним приказом с грифом «Для служебного пользования». Доступ к нему ограничен даже сотруднику контрольно-аналитического отдела в ранге зама или начальника, а данные из этого списка выгодоприобретателей налоговики могут видеть строго по своей территории и не более.

Проводить работу с налогоплательщиками поручено контрольно-аналитическому отделу. Компании теперь вызывают по новому порядку для дачи пояснений относительно сомнительных контрагентов, но по сути все очень похоже на «старую, добрую» комиссию по легализацию налоговой базы. Компании вызывают на комиссию или рабочую группу инспекции, доводят имеющуюся информацию о деятельности, установленные налоговиками налоговые риски (как правило все сводится к подозрениям в применении схем уклонения от уплаты налогов) и начинают пугать выездной проверкой. Далее предлагают проанализировать сданную отчетность, подать уточненную декларацию и доплатить налог. В этой работе постоянно принимает участи и отдел предпроверочного анализа, который отбирает претендентов для проведение выездных налоговых проверок.

Метод кнута и пряника для пополнения бюджета.

Федеральная налоговая службы последовательно декларирует позицию о том, что налоговых проверок должно становиться все меньше и добросовестных налогоплательщиков беспокоить проверочными мероприятиями не следует.

Согласно официальной позиции налоговой служба России в 2022 году необходимо максимальное снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, связанной с налоговым контролем.

Подох таков, что если компания попадает в поле зрение налоговиков, то сразу бежать с проверок не следует, но при этом дистанционно должен применяться  комплекс мер по урегулированию разрывов в налоговых обязательствах пред бюджетом.

Государство стремиться к ужесточению контроля за вычетами по НДС, но при этом дает различные преференции если ты добросовестно ведешь бизнес. Немаловажным показателями в этом процессе являются уровень средней налоговой нагрузки и рентабельности по видам деятельности. Когда эти показатели на уровне тех, которое используются налоговиками шансов на благоприятный исход в возможных налоговых спорах больше. Однако объяснить отклонения налоговой нагрузки в меньшую сторону от средних показателей, да еще при попадании в отбор по сомнительным операциям в цепочках по НДС, крайне непросто.

Независимо от показателей деятельности компании, новый реестр ФРПВ налоговики будут использовать для усиления контроля за уклонением от уплаты НДС.

С этой целью как говорят налоговики основной акцент при осуществлении налогового контроля за полнотой уплаты НДС должен быть сосредоточен на пресечении случаев совершения налогоплательщиками в текущем году умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты НДС. Если компания попала в отбор претендентов для ФРПВ по данным деклараций за 2022 год, то обязательно также будут проанализированы декларации и за налоговые периоды 2019-2021 годов.

ЧИТАЙТЕ БОЛЬШУЮ СТАТЬЮ «ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА«

Соответственно, один (пусть даже и спорный) сигнал о наличии признаков налоговых разрывов в начислениях и вычетах по НДС в цепочке поставщиков компании за 2022 г., приведет к полному анализу ее деятельности за предыдущие три года. Что там могут обнаружить, всегда большой вопрос.

В любом случае вся работа налоговых органов ориентирована на то, чтобы установить налогоплательщика-выгодоприобретателя по установленным расхождениям между НДС, начисленным и принятым к вычету у какой-либо выявленной в цепочки операций организации.

Контрольно-аналитическая работа с использованием программных комплексов проводится с использование налоговых деклараций всех налогоплательщиков, но, когда устанавливается разрыв между принятым к вычету НДС у одного субъекта финансово- хозяйственной деятельности по отношению к исчисленному с выручки налогу у организации-партнера по сделки начинается самое интересное.

Принятие у организаций-покупателя налог к вычету (отражение в налоговых декларациях и книгах покупок, имеющихся в электронном виде в распоряжении налоговиков) должно корреспондировать начислению этой суммы НДС у организации-поставщика.

Если устанавливается, что вычет есть, а начисление НДС по операции в цепочки отсутствует, начинается работа по поиску кому такой разрыв может быть выгоден. В этом процессе уже не так важно будет ли в ближайшее время выездная проверка, так как налоговые органы обладают достаточными ресурсами для удаленного дистанционного контроля и сбора информации. 

Вопрос о том насколько верно будет выбран основной предмет для такого контроля (выгодоприобретатель разрыва по НДС) всегда остается открытым, также как вопрос о том, как будет применена (насколько не предвзято) собранная по налогоплательщику информация.

Можно ли считать, что ФНС дает послабление бизнесу с налоговой недоимкой?

В ФНС говорят: «Вызов налогоплательщика в налоговый орган для представления пояснений осуществляется в исключительных случаях». Это может произойти, если у налогового органа имеется информация о признаках уклонения от уплаты НДС и неправомерном применении вычетов.

Говорить можно сколько угодно и преподносить это под разным «соусом», однако исходя из того, что происходит, видимо никаких серьезных изменений в работе налоговых органов на «земле» не произошло. Как искали недобросовестные компании, так и ищут, но с каждым разом у налоговиков появляется все больше новых ресурсов, реестров и полномочий.

Как не попасть в ФРПВ?

Конкретного ответа на этот вопрос нет. Хотя наверное все же есть, нужно, что бы к вашему бизнесу у налоговиков вообще не было претензий. Реально ли это? В сегодняшних обстоятельствах сложно предугадать, на каком из звеньев многостадийного корреспондирующего процесса исчисления НДС появится негативный сигнал и приведет ли этот сигнал налоговиков именно к вашей компании.

Проведение предпроверочного анализа налоговыми органами осуществляется в соответствии с «Рекомендациями ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок», а также «Методическими указаниями по проведению предпроверочного анализа и мероприятий налогового контроля по выявлению потенциальных налоговых рисков в деятельности налогоплательщиков».

Этот инструктив налоговиков разработан с перспективой на долговременную кропотливую работу по анализу всей деятельности налогоплательщика и сбору информации о его так сказать «окружении», как по партнерам, так и по и по бенефициарам. Новый ФРПВ только инициирует этот долгий и непрогнозируемый процесс.

Как исключить свою компанию из ФРПВ?

Ответа на этот вопрос пока тоже нет. Но при этом, компанию из реестра «мониторят» нон-стоп, что обязательно отразиться на нервах генерального директора, и собственника бизнеса, а также скорее всего приведет к финансовым потерям.

Если компания попала в ФРПВ процесс отслеживания ее деятельности может длиться не один квартал, а иногда и год. Согласно имеющимся в открытых источниках данным, налоговики в обязательном порядке применяют в работе свой внутренний общероссийский «Регламент взаимодействия налоговых органов при отработке расхождений», установленных с использованием программного комплекса АСК «НДС» в налоговых декларациях по НДС, а также книгах покупок и продаж поставщиков и покупателей.

Всем известно, что любые хозяйственные операции по реализации товаров (работ, услуг) в своем основании могут иметь достаточно длинную и разрозненную цепочку сделок по приобретению необходимых для создания конечного продукта товаров, сырья, материалов, услуг, работ. Данная цепочка, как правило, состоит из нескольких звеньев и на каждом из этих звеньев может разветвляться, увеличивая объем вовлеченных в нее участников.

Так вот, проводимая налоговой службой работа нацелена на то, чтобы при наличии сигналов по разрывам в цепочки по НДС, складывающейся из поставщиков различных звеньев, пройти вверх и вниз от уже выявленного разрыва и найти выгодоприобретателя (потенциального выгодоприобретателя), установив, но не использовав для контрольной работы технические звенья.

Анализируя цепочки сделок налоговики с помощью своих информационных ресурсов и открытых источников информации собирают сведения о каждом установленном юридическом лице.

Внимание налоговой инспекции в первую очередь привлекают компании с большой численностью сотрудников и солидным фондом оплаты труда, активами, заключенными государственными контрактами. Учитываются сведения о реальном нахождении компании по адресу государственной регистрации, ранее проведенных проверочных мероприятиях, участии руководства компании и учредителей в деятельности других юридических лиц.

Также проводятся мероприятия налогового контроля, такие как осмотры, допросы свидетелей, истребование документов (информации) по сделкам у контрагентов, получение сведений о движении денежных средств из банков.

Для определения подконтрольности анализируемого налогоплательщика и контрагентов запрашиваются данные конкретного физического лица, которое представляло интересы организации при заключении договоров и имело право распоряжаться денежными средствами на счетах, данные контактных телефонов и адресов, IP и МАС-адреса и иное.

Все проводимые мероприятия преследуют одну цель – выявить ведущую реальную хозяйственную деятельность компанию, оценить ее платежеспособность, а также собрать об этой компании максимальное количество сопутствующей информации, позволяющей не упустить эту компанию из поля зрения налоговых органов.

Если такое лицо найдено, и оно фигурирует на каком-либо этапе в цепочке разрывов по НДС, то у него значительно возрастает перспектива быть назначенным хотя бы предполагаемым выгодоприобретателем и как следствие столкнуться с предложением добровольно увеличить налоговые обязательства по установленному разрыву. Отсутствие ожидаемой налоговиками реакции в части добровольного возмещения (уплаты в бюджет) НДС в сумме установленного разрыва, приводит к последующему назначению выездной налоговой проверки.

 Данная сложная и во многом автоматизированная системы отслеживания сделок между огромным количеством контрагентов не застрахована от ошибок, которые могут иметь место в довольно субъективном процессе определения выгодоприобретателя при установлении разрыва по НДС.

Какие можно сделать выводы?

Пока не поздно проверить всех своих контрагентов на должную осмотрительность. По выявленным сомнительным контрагентам спрогнозировать потенциальные последствия, с точки зрения снятия суммы вычета и возможности его уплатить в бюджет РФ, либо заранее уже понимать величину своей отсрочки или плавного погашения (точечные корректировки предыдущих периодов — и вроде налоговая не так сильно давит и вроде не всю сумму сразу нужно вытащить из оборота).

Однако могут иметь место случаи, когда компания не готова в добровольной корректировки своих налоговых обязательств и дополнительным платежам по налогам,  так как вменяемые ей умышленные действия по созданию разрыва по НДС и статус выгодоприобретателя не объективно  не подтверждены доказательствами. Автоматизировано отработанная цепочка поставщиков – плательщиков НДС неоднократно разветвлялась и на каком-то из этапов был получен негативный сигнал, который привел к искусственному назначению на роль выгодоприобретателя не того лица.

Также не следует забывать, что анализируя информацию о налоговых разрывах при исчислении НДС налоговики рассматривают имевшие место операции в первую очередь на предмет их реальности и связи с деловой целью, направленной на получение налогооблагаемого дохода, т.е. ищут признаки наличия искажения сведений о фактов хозяйственной жизни (статья 54.1 Налогового Кодекса РФ). Данные ФРПВ и сведения о разрывах по НДС это только стартовый сигнал для начала работы. Если дело доходит до вывода о доказанности намеренных действий выгодоприобретателя по искусственному (незаконному) уменьшению налогового бремени, то скорее всего появятся и дополнительные начисления налога на прибыль.

Добровольно скорректировав НДС к уплате и восстановив свой или чужой разрыв по НДС (особенно если сумма не столь высока и обременительно) всегда нужно помнить о том, что следующим на очереди будут налог на прибыль. Чуть раньше или чуть позже у налогового органа возникнет вопрос о том, почему если компания признала за собой искусственное создание налоговых вычетов по НДС, то почему не внесены изменения в состав расходов для целей налогообложения с которых эти вычеты исчислялись.    

Что можно сделать?

Наша компания представляет юридические услуги в сфере налоговых правоотношений. Если Вы хотите оценить налоговые риски в Вашей деятельности или не согласны с актом или решением налогового органа, то более подробную информацию о том, чем мы сможем Вам помочь, Вы можете прочитать перейди по ссылке АУДИТ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ , ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ , АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА НА РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА.

Вы также можете прочитать еще одну интересную статью про ФРПВ ЗДЕСЬ.