Письмо ФНС России от 06.09.2021 г. № СД-4-2/12622

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 сентября 2021 г. N СД-4-2/12622@

ОБ ИСПРАВЛЕНИИ

НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ОПЕЧАТОК И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК

В РЕШЕНИЯХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Федеральная налоговая служба в связи с необходимостью разъяснения территориальным налоговым органам методологических вопросов исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в итоговых решениях, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57): «По смыслу статей 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.».

Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, как это следует из буквального текста пункта 44 Постановления N 57, возможно как в случае, если такое исправление улучшает, так и в случае, если такое исправление ухудшает положение лица, в отношении которого вынесено решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учитывая, что под опиской понимается ошибка, допущенная в рукописном тексте документа, данные ошибки отсутствуют в решениях о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как указанные документы изготавливаются в печатном виде либо в электронной форме.

Под опечаткой следует понимать ошибку, допущенную при механическом вводе печатного текста цифр или чисел, не связанную с совершением арифметических действий.

Под арифметической ошибкой следует понимать ошибку в указании исходных числовых данных для расчета, не соответствующих числовым данным подтверждающего первичного документа, на который содержится ссылка в решении налогового органа, а также ошибку в определении результата подсчета (сложении, вычитании, делении, умножении, арифметических правил) на любом этапе расчета. Например, при сложении двух сумм в результате получается явное несоответствие истине. Не является арифметической ошибкой, например, применение неправильной методики расчета или использование неверных исходных данных для проведения вычислений (в частности, налоговой ставки).

Ошибка должна быть явной, то есть противоречить контексту документа.

Если идентичная ошибка содержится в акте налоговой проверки либо дополнении к акту налоговой проверки, внесение изменений при исправлении ошибок в эти документы не требуется.

В результате исправления опечатки или арифметической ошибки не должны быть изменены существо налогового правонарушения, периоды совершения правонарушения, влияющие на содержание и выводы налогового органа, а также квалификацию действий (бездействий) налогоплательщика в качестве налогового правонарушения.

Настоящим письмом направляются рекомендуемая форма документа:

«Решение о внесении изменений в Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Рекомендуемая форма документа, направляемая настоящим письмом, применяется по мере ее реализации в Прикладной подсистеме «Контрольная работа» Автоматизированной информационной системы «Налог-3».

Внесение изменений в решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо их отмена (полностью или в части) в форме письма, телеграммы, телефонограммы, не допускается.

Настоящее письмо не отменяет и не ограничивает права вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (пункт 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем внесение изменений в решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо их отмена (полностью или в части) в порядке пункта 3 статьи 31 Кодекса допускается в пределах трех лет после окончания контролируемого налогового периода (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 305-КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016).

Внесении изменений в Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в целях исправления опечатки или арифметической ошибки рекомендуется осуществлять в пределах трех лет с даты его принятия.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

Расскажите о своих сомнениях, доверьтесь профессионалам и узнайте, есть ли причина для беспокойства

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС: